Пути миссионерского служения Русской Православной Церкви в 1917-2017 гг.

Предпосылки
Конец XIX – начало XX веков были отмечены активным развитием внутренней миссии. Проходили Всероссийские миссионерские съезды, которые носили в основном антисектантский и антираскольнический характер. Была сформулирована «идея органической миссии», состоявшая в трех способах миссии: самим верующим народом, приходскими пастырями, специальным миссионерами. Большое внимание уделялось не только вопросам изучения Священного Писания, но и вопросам нравственности в народе, благотворительности, личному примеру прихожан и духовенства.
Миссионерство обретало все более системный характер – во многих епархиях проводились миссионерские съезды, открывались миссионерские курсы, появлялись штатные миссионеры. Однако было уже поздно, — начавшаяся Первая Мировая война, а затем две революции, привели к новому этапу жизни в России и новому статусу Русской Православной Церкви в стране.
После революции
Можно ли видеть миссионерство в жизни Русской Церкви советского периода? Было ли оно вообще? Были очевидные формы – открытые диспуты в Москве, Петербурге, других городах по вопросам веры, где выступали Луначарский и другие, а со стороны Церкви выступал о. Николай Чепурин. Память об этих диспутах сохранилась до сих пор. Под главенством Губельмана (Емель-яна Ярославского) действовал Союз воинствующих безбожников, который насчитывал до 5 млн. человек; это был особый комсомол, направленный против Церкви. Коммунистическая партия и советское государство постоянно строили планы уничтожения Церкви в течение всей советской истории, а не только в «безбожные пятилетки».
Советская пропаганда в период разнузданности против Церкви зиждилась на трех китах: не-добросовестности атеистических лекторов и агитаторов; невежестве слушающих; у тех, кто мог ответить достойно, был крепко зажат рот.
Как жили в то время, можно представить из воспоминаний, например, св. Луки (Войно-Ясенецкого). Биография этого человека передает дух того времени, времени мученичества. Авто-биография профессора, лауреата Сталинской премии святителя Луки начинается словами: «О Ма-ти моя, поруганная, презираемая Мати, святая Церковь Христова. Ты сияла светом правды и любви, а ныне, что с тобой? Тысячи храмов твоих по лицу земли русской разрушено и уничтоже-но, а другие осквернены, обращены в овощные хранилища и только немногие сохранились. На ме-стах прекрасных Кафедральных Соборов гладко вымощенные площадки…». Этот подвиг был дей-ственный. В начале 20-х годов эшелоны шли на восток, на север с пением церковных песнопений. Это было подлинное свидетельство о Христе.
Однако, малоцерковной молодежи, да и не только ей, трудно было устоять перед натиском «созидающей» программы построения коммунизма.
Время до Великой Отечественной войны было, прежде всего, временем мученичества и ис-поведничества. Ярким примером был святитель Лука (Войно-Ясенецкий), а также множество ар-хиереев и иереев Православной Церкви, новомучеников и исповедников российских, заточаемых в тюрьмы, ссылаемых в лагеря, ведомых на расстрел, — они не только своей проповедью, но и жиз-нью свидетельствовали о Христе.
Великая Отечественная война
Война воспринималась многими верующими как наказание Божие за годы воинствующего атеизма. Как бы то ни было, война показала, во-первых, что вера в людях никуда не делась, поэто-му на оккупированных территориях снова открывались храмы и расцветала церковная жизнь, наиболее ярким примером этого является Псковская православная миссия. Во-вторых, для Совет-ского государства Церковь оказалась одним из важнейших институтов международного влияния, что дало возможность участвовать как в межправославном, так и в межконфессиональном диало-ге. Одновременно зарубежные церковные контакты стали защитой Церкви в России. Еще до окончания Великой Отечественной войны Церковь начала заниматься врачеванием внешних и внутренних расколов, произошедших в послереволюционные и военные годы. В лоно Русской Православной Церкви стали возвращаться «непоминающие», те, кто был против позиции патриарха Сергия, изложенной в «Декларации 1927 года», была преодолена эстонская «схизма», после Львовского Собора 1946 года с Церковью воссоединились миллионы верующих и тысячи священнослужителей, состоявших в униатском расколе.
Миссионерской деятельностью можно считать активную помощь Церкви и прихожан для помощи фронту, когда явно было, что отделение Церкви от государства и гонения не означали отделения народа от Церкви и Церкви от народа.
Вернувшиеся с фронта верующие становились священниками и монахами, в качестве одного из ярких примеров можно назвать архимандрита Псково-Печерского монастыря Алипия (Воронова).
Послевоенное время
После образования в 1946 году Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС), Русская Церковь смогла вести активную деятельность как внутри, так и за пределами СССР. Внутри СССР открывались новые приходы, особенно на территории Украины и Белоруссии – за три годы было открыто почти 4000 приходов, и их стало к 1949 году 14477 (в 1916 году было около 49000), открывались духовные образовательные учреждения. Правда, не стоит забывать, что при этом репрессии против духовенства не прекращались – продолжались аресты и ссылки, и вообще взаимоотношения Церкви с органами безопасности регулировались последними в зависимости от имевшихся у них на данный момент задач.
В это время полноценная проповедь и духовное просвещение оставались почти только в се-мьях. Например, проповеди о. Всеволода Шпиллера в Николо-Кузнецком храме собирали огром-ное количество интеллигентных людей, и периодически возникали трудности, которые грозили самыми тяжелыми последствиями. Только связь с Болгарией, и ее заступничество спасали его. В те же годы за активную пастырскую деятельность в тюрьмы попали о.Иоанн Крестьянкин и мно-гие другие.
Интересна история взаимодействия Православной Церкви с Русским христианским студен-ческим движением, которое в начале века находилось в основном в руках баптистов, и было ми-шенью для наших лучших миссионеров. Это движение занималось изучением Священного Писа-ния и проповедью Евангелия. В первые годы революции кружки ОХСД очень многим помогли, поскольку оказалось, что русская студенческая дореволюционная среда совершенно не знала пра-вославия и Церкви, не знала Евангелия. Очень многие прошли через эти кружки и пришли к пра-вославию.
Даровалась автономия Чешской, Польской Церквам, признана автономия Финляндской Церкви, возобновилось общение с Болгарской Церковью. Многие отделившиеся эмигрантские общины стали возвращаться под омофор Московского Патриархата.
Налаживались контакты с другими Поместными Церквами. Стоявший во главе ОВЦС мит-рополит Николай (Ярушевич) посетил с визитами многие страны Европы и Ближнего Востока.
В 1956 году впервые после восстановления патриаршества была издана Библия на русском языке.
Новая волна гонений
В 1958 году началась новая волна гонений на Церковь: закрывались храмы, активизирова-лась атеистическая пропаганда, экономическое давление, под давлением властей за этот период около 200 священнослужителей сняли сан и отреклись от Бога, некоторые включились в атеисти-ческую пропаганду. Противодействие верующим уже не было кровавым, духовенство и верующих осуждали по экономическим статьям, лишали работы, исключали из ВУЗов, лишали родительских прав, ставили психиатрические диагнозы. В Московской епархии за 1959-1963 годы было закрыто более половины церквей. Патриарх Алексий I и митрополит Николай своими публичными выступлениями, проповедями, отказом участвовать в дипломатических приемах и ряде официальных мероприятий, как могли, противостояли этой новой волне, в результате чего, под давлением властей, митрополит Николай вынужден был покинуть пост главы ОВЦС. С 1960 года ОВЦС возглавил будущий митрополит, а тогда епископ Никодим (Ротов).
Подвижническими трудами владыки Никодима голос православия стал активно звучать в мире. Используя возможность внешнего свидетельства о православии перед лицом мировой общественности, приснопамятный митрополит Никодим не только проповедовал и являл миру основы православной веры, но и использовал эту внешнюю миссию для защиты Русской Православной Церкви внутри Советского государства.
Во внешней деятельности ОВЦС в это время участвует в межхристианском диалоге, во Все-мирном совете церквей, а также во Всеправославных совещаниях 1960-х годов. В рамках Всемир-ного совета церквей представители Русской Православной Церкви участвовали в консультациях с богословами нехалкидонских церквей.
Русская Церковь, ограниченная в своих правах внутри государства, пыталась нести слово Божие на тех территориях, где когда-то оно проповедовалось русскими миссионерами.
Миссия Церкви в поздний советский период
В 1967-1970 годах епископ Ювеналий (Поярков) окормляет приходы Японского благочиния, совершает поездки по стране, проповедует слово Божие, занимается устроением церковной жизни, которое в Японии завершилось дарованием Русской Православной Церковью в 1970 году автономии Японской Православной Церкви и созданием Патриаршего подворья в Токио.
Поместный Собор 1971 года изменяет Устав с точки зрения управления приходом – духо-венство получает право управления на приходе.
К началу 1970-х годов антицерковная деятельность государства постепенно теряет силу, уступая место возрождению роли Церкви в культуре, в сознании людей. К концу десятилетия зна-чительно увеличивается количество и образовательный уровень желающих поступать в духовные семинарии.
В 1972 году ОВЦС возглавляет митрополит Ювеналий (Поярков).
Подобно своему духовному наставнику, митрополиту Никодиму, митрополит Ювеналий полагал много сил и времени на свидетельство о православной вере, его участие миротворческой деятельности способствовало защите Церкви от притеснений внутри страны, потому что оно давало возможность не только заявлять о церковной позиции по теме миротворчества, но и поддерживать прямое общение с иностранными политиками, в том числе с руководством зарубежных стран. Вспомним, например, как в Советский Союз приезжал первый президент Кипра Архиепископ Макарий, который был не только светским лидером, но и Предстоятелем Кипрской Православной Церкви. В ходе своего визита он встречался с руководством советского государства, но тогда же прошли его встречи и со Священноначалием Московского Патриархата. И такие моменты были очень важны для Церкви, потому что подчеркивали ее статус.
Сам Владыка об этом времени говорит так: «…Начался период активного участия в сфере внешнецерковных связей. Я чувствовал особую ответственность и за родную Церковь, и за Святое Православие. Внутри страны положение Церкви было нелегким, а на международной арене наступил период активного осмысления и дискуссий между братскими Православными Церквами их роли в современном мире. И в эти годы я всегда чувствовал себя, как на фронте».
Владыка Ювеналий возглавлял отдел девять лет. Будучи талантливым организатором, он смог усовершенствовать работу отдела. В эти годы ОВЦС принимал самое активное участие в различных межхристианских, межрелигиозных и общественных форумах, неизменно способствуя укреплению авторитета Русской Православной Церкви.
Вплоть до конца 1980-х годов власть видела в Церкви идеологического противника, не раз-решая ей вести благотворительную, социальную и просветительскую деятельность.
Миротворческая и межхристианская деятельность развивалась и при преемнике митрополита Ювеналия — митрополите Филарете (Вахромееве). Он стал председателем Отдела в 1981 году, в период, который предшествовал церковному возрождению. При нем продолжился ряд богословских диалогов, в том числе, с Римско-Католической Церковью, с древними Восточными Церквами и некоторыми протестантскими деноминациями.
Активную просветительскую деятельность также вели о.Глеб Каледа, о.Александр Мень, о.Александр Куликов и многие другие.
Возрождение
В 1980-е годы Церковь начала готовиться к 1000-летию Крещения Руси. Поначалу предполагалось, что это будет узко церковный праздник, но на самом деле он стал общенародным, совпав со временем постепенного распада коммунистической идеологии и советской системы. Именно 1988 год стал поворотным пунктом в истории нашей Церкви. С этого года мы отсчитываем возрождение церковной жизни, которое продолжается и поныне. И если сначала многим казалось, что власти ограничатся открытием одного-двух монастырей и нескольких храмов лишь для того, чтобы улучшить свой имидж, то после юбилея всем стало понятно, что период гонений на Церковь завершился. Многотысячные крестные ходы, официальные визиты делегаций Поместных Церквей, всеобщий духовный подъем, показали, что государственная политика не смогла за десятилетия гонений убить веру в русском народе.
Но, конечно, кардинальные сдвиги в судьбе Церкви и в судьбе Отдела наступили именно тогда, когда Отдел возглавил митрополит Кирилл.
Это был 1989 год – время, когда последние месяцы доживал Советский Союз, и когда у Церкви открылись новые возможности. Тогда ОВЦС стал тем интеллектуальным центром, кото-рый разрабатывал все основные направления внешней и, в значительной степени, внутренней политики Церкви. В недрах Отдела была написана Социальная концепция Русской Православной Церкви, модель взаимоотношений между Церковью и государством, которая существует сегодня, была задумана и осуществлена силами именно этого ведомства, которое включало в себя ту дея-тельность, которую ведут сейчас самостоятельные Синодальные отделы: Отдел по взаимоотноше-ниям Церкви и общества, Отдел религиозного образования и катехизации, Управление по делам загранучреждений и целый ряд других начинались здесь.
Митрополит Кирилл проводил колоссальную работу в сфере межхристианских и межрели-гиозных связей, в рамках диалогов между Православными Церквами, которые не всегда были легкими, потому что на постсоветском пространстве не раз возникали очень трудные ситуации, например, в Молдавии в 1992-м году, в Эстонии в 1996-м году. В начале 1990-х годов обострилась ситуация на Украине, что привело к трагическому расколу, инициированному бывшим митрополитом Киевским Филаретом (Денисенко).
Помимо деятельности по защите интересов Церкви в межправославных, межхристианских, межрелигиозных диалогах митрополит Кирилл также вел очень важную и ответственную работу по собиранию Русского мира. Огромное внимание он уделял контактам с Зарубежной Церковью. Многолетний диалог завершился подписанием в мае 2007 года Акта о каноническом общении между Церковью в рассеянии и Церковью в Отечестве. Таким образом, был положен конец многолетнему разделению, возникшему по политическим причинам вскоре после революции 1917 года. В годы председательства владыки Кирилла существенно расширился спектр межхристианских и межрелигиозных контактов, были созданы такие организации, как Христианский межконфессиональный консультативный комитет стран СНГ и Балтии, Межрелигиозный совет России, Межрелигиозный совет СНГ.
Вызовы современности
С назначением в 2009 году на должность председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) продолжается общение с Поместными Православными Церквами, участие в межхристианских и межрелигиозных контактах, диалог с дальним зарубежьем.
Сегодня Церковь динамично развивается и в России, в других странах постсоветского про-странства, но возникают различные угрозы единству Церкви, ее целостности. Многонациональ-ный характер Церкви требует постоянной поддержки, постоянного идеологического обоснования, а самое главное, надо работать над тем, чтобы не рвались те связи, которые устанавливались веками.
В отношениях с инославием в последнее время наметились две разнонаправленные тенден-ции. С одной стороны, в среде христиан, прежде всего протестантов, наблюдается распростране-ние либеральных идей, которые ведут к эрозии христианского учения, размыванию абсолютных нравственных ориентиров, к общему нравственному релятивизму. В то же время мы видим, что многие инославные христиане остаются верными библейским, евангельским заповедям перед вы-зовом современности. Русская Православная Церковь нацелена на «стратегический альянс», кото-рый должны сформировать все традиционно мыслящие христиане, чтобы вместе противостоять воинствующему секуляризму. Среди союзников по этому «альянсу» можно назвать католиков, верующих древних Восточных Церквей (в частности Армянской Апостольской), часть англикан, представителей некоторых протестантских общин.
Несмотря на свободу проповеди, активное возрождение и строительство храмов, а также на то, что Святейший Патриарх Кирилл назвал миссию важнейшим делом Церкви, нужно отметить, что внутри страны заметных миссионерских успехов достигнуто не было. С одной стороны, ведется активное книгоиздательство, Церковь присутствует в интернете, духовенство участвует в официальных мероприятиях, открываются и развиваются духовные учебные заведения, нацеленные не только на подготовку духовенства, но и на обучение активных мирян, ведется активная антисектантская деятельность, введены уроки ОПК. С другой стороны, количество постоянных прихожан остается весьма незначительным относительно общего количества населения. Среди причин этого можно выделить, во-первых, последствия советского периода антицерковной пропаганды, стереотипы которой живы до сих пор; во-вторых, информационную инфляцию, когда информации настолько много, что ее ценность и качество снижается, а важная информация теряется в изобилии второстепенной и даже ложной; в-третьих, религиозную безграмотность и безразличие, когда представления о духовной сфере человеческой жизни находятся в зачаточном состоянии.
Важным направлением развития миссии в наше время нужно назвать, во-первых, приход-скую миссию, то есть активную деятельность приходов и прихожан, а также формирование на приходах общинной жизни, открытой к принятию новых членов; во-вторых, миссию в среде ин-тернет, которая не может ограничиваться только пассивным созданием сайтов или информацион-ных порталов, но должна иметь активную направленность на нецерковную аудиторию.
Надо всегда помнить, что лишь следуя отеческому Преданию, мы сможем исполнить возло-женное на нас послушание и послужить благу Матери-Церкви. Впереди предстоит еще много трудов по возрождению храмов и человеческих душ, и эта работа не закончена до сих пор.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *