Миссионерский Киноклуб «Христианский взгляд»

Материал Федора Ярмоша о создании миссионерского киноклуба

 

I) Специфика миссионерского киноклуба «Христианский взгляд»

 

В последнее время, при православных храмах возникло заметное число киноклубов, строящих свою работу на просмотре и обсуждение фильмов. Особенно часто такая работа ведётся с молодёжью и используется в миссионерских проектах. В одном только Патриаршем центре духовного развития детей и молодёжи при Московском свято-Даниловом монастыре кино используется в 9 различных направлениях: от воскресной школы, до курсов по подготовке миссионеров-катехизаторов. Прежде всего подобное возможно благодаря тому, что кинематограф чрезвычайно объёмен и каждый ведущий может найти в нём нечто подходящее не только под свои конкретные цели и задачи, но и под предпочитаемые методы работы. Второй причиной популярности этого вида работы является то, что кинематограф интересен практически всем, что привлекает участников к занятиям клуба, построенным на работе с ним. Вместе с тем, можно сказать, что развитие данной области работы является даже и необходимым из-за того, что кинематограф и вправду стал «важнейшим из всех искусств», в том смысле, что он является одной из наиболее развитых областей, как искусства, так и развлечения. Можно сказать, что практически все слои населения вовлечены в просмотр кино, и редкие «православные затворники» лишь подтверждают это правило. Поэтому кинематограф оказывает огромное влияние на общество. Ежедневно на экраны выходит огромное количество фильмов, которые, даже если они являются «чисто развлекательными», формируют мировоззрение и ценности зрителя просто за счёт своего количества. При современном развитии киноиндустрии зрителю всё сложнее ориентироваться в её бушующем море и очень легко «потеряться в нём». Например, очень часто фильм может содержать в себе сомнительные, или деструктивные с точки зрения Православия идеи, однако, благодаря умелой подаче, вызывать приятные эмоции и тем способствовать их укоренению в сознании человека. Поэтому выработка навыка вдумчивого просмотра кино (которая как раз происходит при обсуждении фильмов в киноклубах) является очень важной в наше время педагогической задачей и современное количество и качество православных киноклубов с ней в целом не справляется.

Так же необходимо отметить, что большинство миссионерских киноклубов по факту ориентированы на интересующуюся Православием молодёжь, часто большинство аудитории подобных клубов составляют либо уже воцерковляющиеся, либо даже уже церковные люди, тогда как собственно неверующие молодые люди попадают в такие киноклубы скорее эпизодически и, как следствие, работа с ними не ведётся, или принимает несистемную эпизодическую форму.

Специфика предлагаемого проекта заключается в том, что он ориентирован прежде всего именно на нецерковную аудиторию.

 

II) Методика работы.

 

2.1. Тип аудитории, цели и задачи проекта.

Миссионерская концепция РПЦ в параграфе 3.4, говоря о миссии в молодёжной среде выделяет среди прочего следующие типы аудитории:

 

— Невоцерковленная молодежь, в целом позитивно относящаяся к Православию. Наиболее целесообразно при работе с этой группой молодежи привлекать молодых людей к различным формам досуговой или творческой деятельности, не противоречащим православной духовности…

— Невоцерковленная молодежь, равнодушно относящаяся к Православию или к религиозной жизни в целом, является наиболее многочисленной и потому самой важной группой невоцерковленной молодежи. В зависимости от того, насколько эффективной станет работа Церкви именно с ней, можно судить о результатах миссии среди молодежи. Для успешной работы с этой группой необходимо, прежде всего, разрушение ошибочных стереотипов восприятия Церкви и духовной жизни, а также формирование новых представлений, создающих мотивацию к созидательному духовному развитию. Основополагающими принципами в общении с такой молодежью являются искренность, открытость и терпение: не навязывание внешних форм Православия, а подготовка почвы для сознательного воцерковления. Формы занятий с этой группой могут быть различными; они должны быть привычными для современной молодёжи, но при этом – наполненными христианским содержанием.»

 

Киноклуб «Христианский взгляд» ориентирован прежде всего на эти типы аудитории. Если говорить более конкретно, то он ориентируется на молодёжь с интересом смотрящую на окружающий мир, в том числе и мир идей, но, либо ещё не открывшую для себя Жизнь православного мира, либо, по каким-либо причинам, часто связанным с ошибочным, или стереотипным восприятием Церкви, не открывающей её для себя.

Приведём, для лучшего понимания позиционирования Киноклуба в обществе примеры текстов из рекламной информации о нём:

 

«Приглашаем молодых людей, любящих такой вид современного искусства, как кинематограф, остро реагирующих на вызовы, которые он ставит перед обществом и желающих обсудить его плоды с философской точки зрения. Мы смотрим актуальное, современное и не очень кино, влияющее на умы современного российского общества».

 

«Есть люди, которые посмотрев новый голливудский блокбастер скажут: «О! Круто! Там «Быдыщ, быдыщ!», а потом кааак БАХНЕТ!!!».

Есть такие, кто посмотрев его же скажут: «Фиии! Опять это «быдыщ, быдыщ», а в конце большой «Бабах».

А есть те, кто заметит, что «Быдыщ, быдыщ» полностью повторяют сценарий шестой главы Откровения Иоанна Богослова, а финальный «Бабах» — двадцатой.»

Для них то и существует наши Киноклуб».

 

В соответствии с приведёнными словами из Миссионерской концепции Киноклуб ставит перед собой следующие миссионерские задачи:

— Развитие участниками Киноклуба навыка рефлексии над просмотренными фильмами;

— Свидетельство о православной позиции по поднимаемым в фильмах вопросах;

— Создание положительного образа Церкви.

— Подготовка почвы для воцерковления молодёжи;

— Вовлечение участников просмотров в поле деятельности православных молодёжных организаций (Добровольческое движение «Даниловцы», православный Киноклуб);

 

 

2.2 Принципы реализации миссионерских задач Киноклуба.

Работа Киноклуба строится на двух основополагающих принципах, охватывающих, соответственно области привлечения людей и работы с привлечёнными соответственно.

1) Этапность.

Киноклуб «Христианский взгляд» разделён на два киноклуба, действующих по одному принципу и проходящих раз в две недели каждый, по воскресеньям, со сдвигом по фазе. Первый — собственно миссионерский киноклуб «Внеформат», который позиционируется как полностью светский. Полностью светское позиционирование является важной составляющей деятельности Киноклуба: не считая молитвы организаторов до начала работы из пространства Киноклуба исключены молитвенные правила (такие как молитва перед чаем, до и после показа), слова «православный» и «религиозный» вынесены из рекламной информации о нём, одним из критериев подбора фильмов служит их популярность в обществе, что исключает прямую православную религиозную педагогику в этом аспекте, имеет специфику и характер того, как озвучиваются православные идеи в рамках работы Киноклуба (более подробно это описано далее), Киноклуб проходит в рамках деятельности добровольческого движения «Даниловцы», а не собственно ПЦДРДМ, кроме этого он проходит на независимой площадке. Второй Киноклуб — собственно, православный — «Христианский взгляд», являющийся местом православного досуга. В него приглашаются по большей степени православные молодые люди из сообщества православной молодёжи города Москвы и, в частности, входящие в орбиту проектов ПЦДРДМ, так же он активно рекламируется в пространстве «Внеформата». Кроме этого репертуар киноклубов подбирается таким образом, чтобы фильмы, демонстрирующиеся в «Христианском взгляде» были некоторым продолжением фильмов показываемых в «Внеформате», например, принадлежали к одному жанру, или одному режиссёру, затрагивали одинаковые проблемы. Таким образом, повышается шанс заинтересовать участников «Внеформата» «Христианским взглядом» и таким образом вовлечь их, по слову Миссионерской концепции в «открытую христианскую социо-культурную среду».

2) Методика проведения Киноклуба.

В предлагаемом проекте конкретный встречи Киноклуба, как «Внеформат», так и «Христианский взгляд» строятся на основании диалогического метода. Для лучшего понимания его специфики приведём краткий обзор существующих подходов к проведению Киноклуба.

 

Условно существующие сейчас подходы к тому, как должен проводиться православный киноклуб можно разделить на два вида: дидактический и диалогический.

Дидактический подход характеризуется чёткостью поставленной педагогической задачи и ясной сформулированным образом результата по отношению к участникам встречи.

Чаще всего дидактический подход в Киноклубе принимает одну из трёх форм:

1) Прямое обучение с помощью фильма. В данном случае подбираемый фильм сам по себе несёт обучающее воздействие, имеет ярко выраженную идею, а работа ведущего сводится к вычленению этой идеи.

Примерами подобных фильмов могут считаться фильмы про патриотизм, фильмы про православные обители, часто старые советские фильмы также несут чёткую педагогическую идею. Например, французский фильм «Хористы» имеет вполне чёткий посыл относительно того, как могут и должны строиться работа и взаимоотношения с трудными подростками, а как нет.

2) Лекционно-тематический подход. В данном варианте кино используется как опорный материал для последующего занятия, принимающего форму лекции, или семинара. В этом случае фильм может не иметь чётко сформулированной идеи, либо может нести в себе и без него очевидную мысль, либо представлять её наивно, не полно, однако, тема последующего занятия должна чётко прослеживаться в подбираемом для просмотра материале. Ведущий в данной ситуации, использует фильм скорее для иллюстрации проводимых им идей; для того, чтобы акцентировать внимание аудитории на нужных ему моментах; или для того, чтобы наоборот, вызвать у аудитории заранее спрогнозированный протест, с которым уже и ведётся работа. Например, просмотр голливудского фильма «Книга Илая» можно использовать для разговора о жанре апокалиптики в Библии, или для иллюстрации потребительского и собственно религиозного подхода к религии.

3) Целенаправленная дискуссия. Этот подход похож на предыдущий, но отличается от него тем, что ведущий строит работу с залом в форме заранее продуманного целенаправленного обсуждения, в процессе которого он подводит аудиторию к нужным ему выводам, то есть собственно его высказывания чаще принимают форму направляющих вопросов и замечаний, нежели непосредственных высказываний (ситуация, когда ведущий формулирует свою как попытку заставить участников задуматься о отсутсвии своей личной позиции является частным случаем подобной дискуссии). Например, третью часть знаменитых «Звёздных войн» можно использовать для того, чтобы подвести участников просмотра к пониманию того, как грех порабощает душу человека.

При использовании двух последних подходов можно использовать не весь фильм целиком, а лишь выбранные из него сцены, что даёт существенную экономию времени занятия, но окончательно смещает акцент клуба с собственно кино на учёбу.

Дидактический подход, будучи наиболее популярным в православных киноклубах, имеет одинаковые характерные плюсы и минусы. Плюсы очевидны: при умелом использовании мы можем гарантированно донести до аудитории мысль, которую считаем необходимой во всей её сформулированной нами чёткости. Некоторым ведущим удаётся даже создать у участников иллюзию того, что эта мысль рождена имим самими (что, правда, является спорным с этической точки зрения, однако, это не является предметом данной работы).

Однако, практика показывает, что при работе с сформировавшимися личностями, в случае, если аудитория не имеет чёткого представления о том, что она участвует именно в учебном занятии, и это участие свободно, средства работы давящие на аудиторию (включая собственно фильмы), либо использующие манипулятивные тактики, а так же авторитарная манера ведения малоэффективны, так как вызывают подсознательный (или же вполне осознанный) протест аудитории. В добавок, надо отметить, что в принципе, современный человек в большинстве своём достаточно критично настроен к предлагаемым ему идеям (если, конечно, они не исходят от признанного им авторитета), что является закономерной защитной реакцией психики на вал идей и мыслей, накатывающийся на него со всех сторон. Особенно настороженно нецерковная аудитория настроена по отношению к церковным идеям, что обусловлено в частности и длительной традицией антицерковной пропаганды в нашей стране. Таким образом получается, что данный метод ограничен использованием в уже готовых к обучению аудиториях (например, среди участников молодёжного православного клуба, ориентированного на духовное развитие, или катехизацию, или в детском лагере). Автор сам был свидетелем того, как после просмотра фильма «Все эти невидимые дети», рассказывающего о тех сложностях, с которыми сталкиваются дети по всему миру и их трагедиях, подавляющая часть аудитории просмотра (несмотря на то, что это были православные молодые люди, готовящиеся, или уже занимающиеся социальным служением) отметила, что на эмоциональном уровне фильм вызвал неприятие в тем моменты, когда явно пытался манипулировать чувствами зрителя. В дополнение необходимо отметить, что финальный контект любого произведения искусства (в том числе и фильма) рождается при соприкосновении со зрителем, в том числе и под влиянием субъективных зрительских факторов. Проще говоря участники просмотра могут попросту не увидеть мысль, которую, как мы считаем (что в добавок, строго говоря, далеко не всегда соответствует истине), в фильм заложил автор, или могут сделать акцент на чём то другом, что разрушит в их глазах стройность нашей позиции.

Диалогический метод позволяет работать с озвученными проблемами. Поэтому именно его можно считать более успешным при работе с неподготовленной аудиторией, в частности, при решении миссионерских задач. Дополнительной привлекательностью диалогического метода является то, что он обладает большой степенью и потенциалом интерактивности, что особенно актуально в условиях, когда мы работаем, с молодёжью, которая часто хочет сама быть услышана. Именно он и используется в предлагаемом проекте.

Метод строится на создании атмосферы открытости и взаимного уважения. Обучение происходит за счёт взаимного обогащения участников встречи, и главное, за счёт свидетельства ведущего по поднятому после просмотра фильма вопросу. Для реализации данной задачи по преимуществу эффективен и используется метод обсуждения, а подбор фильма подразумевает неоднозначность и дискуссионность содержащегося в нём материала, либо, как и в случае с лекционно-тематическим подходом, в нём должна явно проступать некоторая тема.

Суть метода сводится к тому, что после просмотра фильма мы поднимаем некоторые вопросы, по которым предлагаем высказаться участникам встречи. Важным является то, что мы стимулируем всех участников к осмыслению и высказыванию своей личной позиции и эти высказывания имеют самоценность в наших глазах, а не служат лишь цели подвести участников к нашей точке зрения. Достигается это за счёт введения некоторых правил, таких как обязательность высказывания (хотя ведущий скорее побуждает к высказыванию, нежели заставляет его делать), запрет на критику личности высказывающегося (разрешено высказывать несогласие с позицией), взаимная вежливость участников и пр., а так же за счёт искренней заинтересованности ведущего. Благодаря этому создаётся атмосфера открытости и взаимного доверия, в которой снимаются большинство метальных блоков, выставляемых сознаем участников на интуитивном уровне, в следствии чего они становятся более расположены к ведущему и более заинтересованы в его собственной позиции. Форма обучения в данном случае, это именно форма свидетельства ведущего о своей личной (совпадающей с православной) точкой зрения по поднимаемому вопросу. При планировании и проведении занятия православному ведущему необходимо помнить, что он так же может многому научиться, в том числе у своих подопечных. Более того, ведущему рекомендуется специально задать себе вопрос, что он может извлечь для себя из просматриваемого фильма, последующего занятия, общения с аудиторией? Ситуация, когда ведущий рассматривает себя, как заведомо более «высокое» создание, которому «всё ясно» и «всё известно» при использовании данного метода крайне не желательна. Конечно, при использовании этого метода возникает опасность, что кем-то из участников будет высказана явно анти православная позиция. В этом случае на ведущего ложится дополнительная ответственность по лучшему аргументированию и придания яркости и запоминаемости своей позиции, а так же свидетельстве (в разумной, допустимой дискуссией форме) неприятия высказанного.

При использовании диалогического подхода обычно готовится несколько связанных между собой вопросов, которые по очереди задаются ведущим аудитории, и всем участникам по кругу предлагается на них ответить. Если ведущий имеет хороший навык ведения дискуссии и способен отследить активность членов группы, он может предлагать высказываться в свободной форме по руке. Вопросы могут идти от эмоций к рациональному осмыслению и, или от общего к частному, или наоборот. На группу до 15 человек оптимальное количество вопросов — три. В случае, если группа меньше 10 человек, последний вопрос может перерасти в свободное обсуждение, в случае, если больше 15, следует сократить количество вопросов.

При решении обучающих задач в диалогическим методом занятие можно считать успешным, если:

а) У участников возникло понимание рассмотренных вопросов, либо они перешли на более глубокий уровень их осознания;

б) У участников сформировалось понимание точки зрения предлагаемой ведущим;

в) У участников сформировалась уважительная позиция к точке зрения предлагаемой ведущим.

Конечно, идеальной ситуацией является, когда участники приняли точку зрения ведущего.

 

III. Практическая реализация проекта.

 

Так как основное миссионерское усилие осуществляется в рамках киноклуба «Внеформат», в данной главе мы рассмотрим именно его. Киноклуб «Христианский взгляд» функционирует по схожему принципу.

3.1. Ресурсы.

Киноклуб действует на дружественной светской площадке ориентированной на клубную работу с подростками («Христианский взгляд» функционирует на территории ПЦДРДМ). Зал рассчитан приблизительно на 40 человек. Для показов используются ноутбук, проектор и аудио система (в качестве неё может выступать музыкальный центр), приобретаются вышедшие на ДВД фильмы. Во время обсуждения после просмотра организуется чаепитие продукты на которое в рекламных объявлениях предлагается приносить самим участникам. Обязательным условием хозяев помещения было использование отельных тапочек в помещении. Киноклуб может проводиться и одним человеком, но оптимально наличие одного-двух помощников. Киноклуб бесплатный, но участникам предлагается делать пожертвования на его деятельность. Часть пожертвований идёт на деятельность Киноклуба, часть передаётся добровольческому движению «Даниловцы».

3.2. Подбор фильмов.

Для просмотра в Киноклубе подбираются популярные фильмы, либо фильмы имеющие славу «культовых», но при этом мало знакомые широкой аудитории. Именно фильмы последнего типа зарекомендовали себя как наиболее успешные в плане привлечения людей. Важным аспектом является то, что в просматриваемых фильмах затрагиваются актуальные философские проблемы или темы. При этом важно, чтобы характер упоминания этих проблем был дискуссионным. Исключаются фильмы с эротическим содержанием, натуралистично показанным насилием и жестокостью, а так же несущие явные антихристианские идеи.

Примечание: В случае, если занятия в подобном описанному клубе будут проводиться на волонтерской основе, рекомендуется подбирать фильмы так же интересные самому ведущему, с тем чтобы предотвратить синдром выгорания.

3.3. Реклама.

Киноклуб рекламируется на 2х сайтах бесплатного досуга в Москве, в двух социальных сетях, а так же, в случае тематических показов (например, аниме) на тематических форумах. Объявления делаются за 2 недели — 10 дней до показа. Специально для Киноклуба был сделан рекламный штендер «малютка», который выставляется перед входом в помещение за пол часа и до окончания показа. Киноклуб имеет сайт www.vneformat.com

3.4. Схема процесса:

1) Двери Киноклуба отрываются за пол часа до заявленного времени показа (обычно 17.00), сам показ начинается на 10 минут после оного. В течении этого времени происходит отладка оборудования и общение с приходящими участниками. В это же время им предлагается выпить чай.

2) Перед началом показа озвучивается общая информация о Киноклубе «Внеформат», о том, что и как будет проходить в течении вечера и о фильме. Обычно это занимает до 3-5 минут Иногда вводная может принимать форму вопросов, задаваемых аудитории и призванных акцентировать её внимание на каком-то моменте фильма.

3) Фильм смотрится целиком, без перерывов.

4) После окончания просмотра проводится краткая беседа с залом, она носит характер сбора впечатлений от кино. Цель беседы — заинтересовать участников, сделать так, чтобы они остались на обсуждение. Также привлекается внимание участников к информации о движении «Даниловцы» и киноклубе «Христианский взгляд» (листовки и объявления в планах организаторов — создание беззвучной презентации, выводимой на экран до и после показа). Иногда во время этой беседы формулируется простая православная мысль по какому-то поднятому в фильме вопросу. Отводимое время — 3-10 минут.

5) Перерыв — 15 минут. Происходит накрытие стола, участники отдыхают.

6) Обсуждение строится по озвученной в п.2.3 схеме и занимает обычно около 1-1,5 часа. В конце обсуждения опять привлекается внимание участников к информации о движении «Даниловцы» и киноклубе «Христианский взгляд».

7) После окончания обсуждения желающим предлагается продолжить общение за игрой в развивающие настольные («Каркассон», «Дженга», «Монополия» и т.д.), или ориентированные на взаимодействие («Шляпа», «Диксит», «Крокодил» и т.д.) игры. Этот этап длится около часа и позволяет оформить желание участников к общению.

Оставшиеся до конца люди обычно с радостью помогают в наведении порядка.

3.5. Участники и эффективность работы.

Количество участников каждого конкретного киноклуба с трудом поддаётся прогнозированию. Абсолютный минимум — 5 участников просмотра, включая 2х организаторов, максимум — 43 человека, в среднем на просмотре присутствует около 20-25 человек, из них 40% уже были в Киноклубе; на обсуждение остаётся порядка 80%, на настольные игры до 10 человек. Часто и многие участники просмотров открыто позиционируют себя как неверующие и атеисты, или принадлежат к другим вероисповеданиям. Тяжело говорить о том, насколько близко к сердцу принимают участники Киноклуба предлагаемые им идеи, однако, косвенным показателем успешности работы служит интерес и внимательность участников к озвучиваемым ведущими православным идеям и информационным сообщениям. По административным причинам отследить участие аудитории Киноклуба в проектах «Даниловцев» пока не представляется возможным, но случаи прихода участников «Внеформата» в «Христианский взгляд» зафиксированы. Особенно поразил автора проекта случай, когда девушка заявила о невозможности посещать «Внеформат» в связи с тем, что в это время она несёт служение у себя в кришнаитском храме, однако, после этого приходила в «Христианский взгляд» встречи которого проходят позже по времени.

Надо отметить, что проект имеет потенциал к созданию социо-культурной среды состоящей из постоянных членов Киноклуба: так существенный процент участников просмотра приходят повторно, многие активно реагируют на призыв делать свои предложения по репертуару, даже присылают свои предложения спустя дни после встреч Киноклуба. Однако, так как любое сообщество всё таки несёт в себе элемент закрытости, необходимость создания подобного в рамках этого проекта пока остаётся под вопросом.

3.6. Приведём несколько примеров кинопросмотров, которые, несмотря на имеющиеся недочёты можно охарактеризовать, как в целом успешные:

Пример 1:

Встреча была построена вокруг просмотра «Яйца ангела» (можно охарактеризовать, как мрачное психоделическое аниме).

Информация о просмотре была размещена в социальной сети «вКонтакте» на стенах пяти аниме-групп, а так же в аниме сообществе Живого журнала (результат дал только Живой журнал). В просмотре участвовало 8 человек. После просмотра участникам было предложено ответить на следующие вопросы:

1) «Каковы Ваши впечатления от аниме?» Все отметили его необычность.

2) «Какова идея аниме? Какие символы Вы заметили в аниме?» Большинство участников высказались о важности самопожертвования. Кроме этого аниме использовалось как предлог для рассказа о библейской истории вселенского потопа, необходимо отметить, что не все участники просмотра знали её;

3) «Как в Вашей повседневной жизни проявляется символическое мышление?» Перед вопросом было сделано информационное сообщение о понятиях символа и знака, а так же о символическом мышлении. В конце ведущий высказался о роли символического мышления в религии, в частности в Православии, что вызвало интерес аудитории.

По окончании обсуждения участникам было предложено поиграть в настольную игру «Диксит» (строящуюся на символических картинках и ассоциациях к ним).

Недочётом мероприятия можно считать его слабую рекламу.

Пример 2:

Занятие строилось вокруг показа фильма «Начало» (Фантастика о путешествиях по снам. Голливуд 2010г.) Информация была размещена в социальных сетях «вКонтакте» и «Живой журнал» в группах и сообществах, посвящённых бесплатному досугу, а так же распространялась среди неверующих друзей команды киноклуба. На просмотре присутствовало около 30 человек, из них: 5 человек — миссионеры, 6 новых человек пришли по объявлениям в «вКонтакте», порядка 10 человек — нецерковные знакомые команды киноклуба и знакомых их знакомых, остальные — частые участники Киноклуба. Около 5-6 участников не осталось на обсуждение, однако, с ними удалось подробно поговорить о православном добровольческом движении, что вызвало у них живой интерес и желание в нём участвовать. Оставшаяся группа была разбита на 2 мини-группы, в которых было проведено обсуждение фильма. Участникам были заданы вопросы:

1) «Каковы Ваши впечатления от фильма? Как Вы думаете, что означает его финал?»;

2) «Хотели бы Вы уметь так же, как и герои фильма конструировать сны?» Вопрос использовался как повод для разговора о соблазне жить в выдуманном мире и о том, какое значение имеют наши установки на то, каким нам кажется окружающий мир.

3) «Что Вы думаете о реальности окружающего мира?» Вопрос использовался для рассказа о православном понимании бытия Бога и относительного бытия окружающего мира;

Недостатком мероприятия можно считать отсутствие межгруппового взаимодействия и организации знакомства участников просмотра. Вызваны они тем, что такое количество участников было неожиданностью для ведущих.

Пример 3.

Киноклуб строился вокруг аниме «Паприка».

На показе присутствовало порядка 20-23 человека, 15-20 остались на обсуждение. Участникам были заданы следующие вопросы:

  1. «Каковы Ваши впечатления от аниме? Видели ли вы нечто подобное ранее?» Надо отметить, что многие смотрели его не первый раз.
  2. «Какие идеи, или философские темы вы заметили в нём?»
  3. Из сонма предложенных ответов на второй вопрос были выбраны три спрогнозированных заранее: отношение к техническому прогрессу, бескорыстность любви, иллюзорность окружающего мира. Участникам было предложено высказать по ним по желанию. В конце участники были приглашены в киноклуб «Христианский взгляд» на просмотр аниме этого же режиссёра.

3.7. Приведём примеры нескольких фильмов, которые можно использовать в миссионерской работе. По всем им уже проводились занятия. Важно отметить, что некоторые из них несут в себе отрицательные идеи и в этом случае работа должна строиться на полемике с ними.

«Апокалипто» — Человек и цивилизация, покорение индейцев христианами;

«Андрей Рублёв» — разница искусства и религии

«Бен Гур» — личная встреча с Богом и нравственный рост человека в испытаниях;

«Беги, Мелос» — дружба и бескорыстные отношения между людьми.

«День, когда земля остановилась» — тема того, что ради праведников Бог сохраняет наш мир;

«Двухсотлетний человек» — что такое человек и личность;

«Звёздные войны 3» — механизм порабощения человека грехом;

«Изменяющий время» — важность живого богобщения для жизни религиозного человека;

«Иисус из Монреаля» — истинное понимание событий жизни Христа, историчность Евангелия;

«Книга Илая» — религиозное и потребительское отношение к религии;

«Начало» — объективная и субъективная реальность;

«Поп» — отношение Церкви и государства;

«Рыбка Поньё на утёсе» — принятие человека таким, какой он есть, вопрос верности этого подхода;

«Расемон» — субъективность восприятия информации и роль нравственности в этом процессе;

«Разрисованная вуаль» — истинный и ложный мужской героизм;

«Солярис» — покаяние;

«Счастливого Рождества» — Церковь и война;

«Хроники Нарнии: Лев, колдунья и платяной шкаф» — Пасха и крестная жертва Спасителя;

«Хористы» — подходы к общению с трудными подростками;

«Я-легенда» — тема экзистенциального одиночества, вера в Бога, умение видеть Бога за обстоятельствами своей жизни.

 

  1. Направления развития проекта.

 

Предложенный метод зарекомендовал себя, как успешный миссионерский проект для неверующей, но при этом интересующейся философскими идеями молодёжи: даже незначительные рекламные усилия обеспечивают его максимальную загрузку; он позволяет работать именно с озвученным типом аудитории; как по косвенным, так и по прямым признакам можно говорить о его эффективности. Проект обладает потенциалом к созданию именно клуба, то есть социо-культурной среды из которой люди могли бы приходить в другие, более церковно-ориентированные проекты,

 

Федор Ярмош

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *